Сопровождение налоговых проверок

Ранее при назначении выездных налоговых проверок налоговики ссылались на внутренние документы ФНС РФ, тогда как налогоплательщики оставались в неведении, по какому принципу ведется отбор. Однако после выхода Приказа от ФНС РФ в мае 2007 г., широкий круг налогоплательщиков получил пояснения об обстоятельствах, при которых назначаются проверки.

Анализу налоговых органов подвергаются:

 Размер исчисленных и уплаченных налогов. Такой анализ нужен для того, чтобы выявить своевременность и полноту размера всех уплат в бюджет. Кроме того, такой вид анализа преследует ещё 1 цель: выявить налогоплательщиков, чьи суммы исчислений постепенно уменьшаются.;

 Показатели налоговой и бухгалтерской отчетности.

Такой анализ нужен для:

  • выявления значимых отклонений от среднестатических показателей либо показателей предшествующих периодов по таким же налогоплательщикам;
  • выявления несоответствий между информацией, которой располагают налоговые органы и данными в отчетах и представленных документах.

Причины и факторы, оказавшие влияние на формирование налоговой базы.

Анализируя имеющуюся информацию, представители налоговых органов осуществляют проверку налогоплательщика на соответствие т.н. критериям оценки рисков. В случае, если налогоплательщик попадает в зону риска, то он и будет включен в план выездных проверок, которые всегда являются серьезным испытанием для налогоплательщика.

Дело не только в том, что в итоге такого мероприятия могут быть запросто доначислены налоги либо последует привлечение к ответственности, но также и в том, что такая проверка связана с довольно длительным пребыванием на территории налогоплательщика проверяющих, которым необходимо обеспечивать доступ ко всем требуемым документам и давать возможность проводить всевозможные мероприятия для осуществления налогового контроля.

Согласно правилам, выездная проверка проводится налоговым органом по месту нахождения компании либо по месту проживания физлица.

Исключений в этом правиле два:

  • Проверка проводится в отношении крупнейшего налогоплательщика. В таком случае решение о проведении проверки выносится соответствующей инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам.
  • Выездная проверка проводится в отношении филиала либо представительства компании самостоятельно. В таком случае решение будет вынесено налоговым органом по месту нахождения отдельного подразделения.

Целью совершения выездной проверки является проверка правильности исчисления и своевременной уплаты налогов, кроме того, инспекция вправе проверить сразу несколько или все налоги одновременно. Согласно действующему правилу, налоговики имеют право проверить налоги за период, не превышающий 3-х лет перед годом вынесения решения о проведении проверки. К тому же, налоговые органы не имеют права в рамках выездной проверки 2 раза проверять 1 и тот же период по определённому налогу. И даже из этого правила есть исключения, и вторичная проверка возможна в случае:

  • проведения повторной выездной проверки;
  • проведения выездной проверки в связи с реорганизацией либо ликвидацией организации-налогоплательщика;
  • проведения общей выездной проверки компании с учетом обособленных подразделений уже после самостоятельной проверки филиалов, либо наоборот.

Согласно общему правилу, налоговики располагают двумя месяцами для проведения проверки на выезде, вне зависимости от времени нахождения проверки на территории компании. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев, либо приостановлен до 6-9 мес. Учитывая все эти факторы, общая продолжительность проверки налогоплательщика может быть растянута на целый год. Если же процедура была приостановлена для истребования сведений от иностранных гос.органов, то и больше года.

Основанием для совершения выездной проверки является решение о проведении выездной налоговой проверки, форма которой утверждена Приказом ФНС РФ и обязательна для всех налоговых органов во время выездных проверок.

Во время осуществления подобных мероприятий налоговики имеют право на проведение следующих мероприятий налогового контроля:

истребовать документы у налогоплательщика, а также у его контрагентов и прочих лиц, обладающих требуемыми документами либо информацией относительно деятельности налогоплательщика;

  • допрашивать свидетелей;
  • назначать экспертизы;
  • осуществлять выемку документов и предметов;
  • совершать осмотры;
  • инвентаризировать имущество;
  • привлекать специалистов, переводчиков.

Документы и предметы, полученные либо оформленные налоговиками в течение проведения мероприятий налогового контроля, также считаются частью материалов выездной проверки. Они и будут основанием для принятия решений по итогам проверки. Одновременно с этим в налоговом законодательстве отсутствует конкретный перечень документов, которые налоговые органы могут истребовать при выездной проверке. Там лишь указано, что налоговики имеют право требовать документы, необходимые для проверки.
В реальности это означает, что во время проведения выездной проверки могут быть истребованы любые, в т.ч. и первичные документы, например, договоры, счета-фактуры, регистры налогового и бухучета. Тем не менее регистры могут быть затребованы лишь те, которые ведутся в установленном порядке с принятием во внимание положений учетной политики.

С 1 января 2010 года налоговые службы не имеют право требовать у проверяемого документы, раннее предоставленные в налоговые органы в ходе проведения выездных и камеральных проверок.

В результате выездной проверки оформляется акт, однако до его оформления проверяющие обязаны составить справку о проведенной выездной проверке. Такой порядок действует в отношении всех выездных проверок, в том числе и повторных.

Составление справки — это сигнал о том, что налоговикам пришла пора покинуть территорию налогоплательщика, и далее требоваться документы, проводиться допросы свидетелей, а также осуществляться прочие мероприятия налогового контроля уже не могут.

В акте же будут отражены результаты проверки, т.е. нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки. Акт будет составлен в любом случае, даже если нарушений не было. В таком случае в нем отмечается отсутствие нарушений.

Акт должен быть оформлен не позднее, чем через 2 мес. с момента составления справки о проведенной выездной проверки, при этом стартом срока считается следующий день после даты справки. Сроком истечения срока считается день через 2 мес., датированный тем же числом, что и справка.

Акт должен быть подписан инспекторами, проводящими проверку, а также налогоплательщиком либо его представителем. Акт вручается налогоплательщику в течение 5 дней со дня, которым он датирован, и срок исчисляется в рабочих днях со дня, следующего за датой акта.

В случае, если налогоплательщик оказывается не согласен с актом выездной проверки, то он имеет право подать возражения в письменном виде на акт, либо изложить свои доводы при непосредственном рассмотрении материалов проверки.

Вместе с тем представить свои возражения – это право, а не обязанность налогоплательщика. Поэтому их можно и не подавать, что не лишит вас права на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки и представлять свои объяснения.

Однако, как показывает практика, представлять свои возражения на акт выездной проверки всё же необходимо, особенно если вы в дальнейшем собираетесь отстаивать свою правоту перед руководителем налогового органа, либо его заместителем, рассматривающим материалы проверки, либо вышестоящем органе или в суде. Ваши возражения будут особенно важны, если вы располагаете аргументами по существу выдвигаемых обвинений, и убедительность их высока. Таким образом вы сможете продемонстрировать не только решимость в отстаивании своей правоты, но и возможность судебной отмены решения по итогам проверки. А такая вероятность является весомым аргументом для налоговиков, поэтому важно помнить, что ваши возражения в состоянии сыграть положительную роль во время рассмотрения материалов проверки.

Решение по итогам проверки налоговиками должно быть вынесено в течение 10 дней после истечения 15-дневного срока, отведенного на подачу возражений (все сроки исчисляются в рабочих днях).

После рассмотрения материалов руководитель налогового органа, либо его зам, должен вынести 1 из следующих решений:

  • привлечь к ответственности за совершенное налоговое правонарушение;
  • отказать в привлечении к ответственности.

Решение должно быть подписано самим руководителем органа, либо его заместителем. Если же подпись будет поставлена другими лицами, то оно может быть признано незаконным. Копия решения вручается налогоплательщику либо его представителю.

Согласно ст.101 НК России, п.9, заключительное решение по результатам налоговой проверки обретает свою силу после 10 дней со дня его вручения налогоплательщику либо его представителю. Срок исчисляется также в рабочих днях и начинается со следующего дня после обозначенной даты вручения решения налогоплательщику.

Благодаря многолетнему опыту работы с налоговыми органами, юристы нашей фирмы своевременно и грамотно оказывают помощь клиентам в области сопровождения налоговых проверок, в том числе:

  • незамедлительно выезжают к клиенту после начала налоговой проверки;
  • помогают защитить от неправомочных действий налоговиков;
  • оперативно и квалифицированно реагируют на каждое требование предоставить документы либо любую другую информацию в течение срока проверки;
  • готовы обжаловать акты и решения, которые были приняты в ходе и по результатам проверки, в т.ч. обжалование результатов отдельно взятых мероприятий налогового контроля.